Каждый человек стремится преумножить и сохранить свой капитал. Но капитал – это понятие достаточно абстрактное и может включаться в себя не только осязаемые вещи, но и потенциальные возможности и даже творческие способности. Тогда как для определения того, чем вы действительно обладаете и можете распоряжаться на свое усмотрение, есть более точное определение: собственность. Однако и собственность бывает разной. И в последнее время, наравне с собственностью материальной все большее значение приобретает нематериальная, или интеллектуальная, собственность. Владелец не может потрогать ее руками или обменять в банке по курсу валют, но именно эти активы приносят подчас львиную долю материальной прибыли. Только для этого нужно вовремя и правильно оформить свои интеллектуальные права.
Патент на бренд – это средство заработка и необходимый инструмент для компаний разного масштаба и частных предпринимателей по всему миру. Он позволяет закрепить за собой право владения определенной торговой маркой и ее атрибутами с тем, чтобы никто другой не смог воспользоваться ни ею, ни ее доходами. Патент защищает от копирования, подделок и «кражи» как имени бренда (названия предприятия, продукта или серии продуктов), так и его эксклюзивных предложений. А на современном рынке, в условиях жесткой конкурентной борьбы за покупатели и прибыли, именно это оказывается решающим условием достижения успеха. Запатентовав бренд, вы можете быть уверены, что другой предприниматель не создаст компанию с идентичным именем и дизайном, и не будет паразитировать, откусывая часть доходов от вашего «пирога», в который вы вложили свои силы и средства.
Что такое бренд и патент на него
Бренд – это одно из ключевых понятий бизнеса в целом и маркетинга в частности. Торговая марка, товарный знак и бренд – это, по сути, обозначения для одного и того же понятия, призванного обозначить и ограничить пределы возможностей и прав игроков рынка, оперирующих в своей деятельности разнообразными продуктами и услугами, а также их символикой и визуальным оформлением. До тех пор, пока все это существует лишь в сознании людей, каждый может безнаказанно присвоить то, что придумал кто-то другой. И только защищенная юридически компания, ее название, логотип и некоторые другие индивидуальные свойства превращаются в полноценный и правомочный бренд.
Таким образом, бренд – это не только название торговой марки, изображение ее логотипа и цвета, шрифты, всевозможные дизайнерские элементы и идеи для ее оформления. Но и более широкое явление, охватывающее также возможность выделять и отличать предприятие и его продукты/услуги от работы конкурирующих компаний, а значит имидж, репутацию и в конечном итоге деловой успех всей компании на рынке. И для предпринимателей, и для их партнеров, клиентов и всей общественности бренд превращается в некий ориентир и мерило производственного, рекламного, финансового успеха и инструмент для их достижения. Правовая и психологическая составляющая в этой сфере настолько крепко связаны и переплетены между собой, что существование стандартной документации и четкой процедуры ее оформления является насущной необходимостью и условием развития бизнеса.
Если для удобства обращения по умолчанию принять бренд как обобщенный синоним фирменного стиля компании и/или продукта, то его элементами можно признать:
- название;
- логотип;
- товарный знак;
- знак обслуживания;
- фирменное наименование;
- фирменный цвет (цвета);
- слоган.
Все они, при соблюдении общего стиля, обеспечивают единство визуального и смыслового восприятия образа компании реципиентами (как клиентами, так и конкурентами/партнерами). Такая классификация вплотную приближает нас к понятию патента на бренд как юридического подтверждения существования этих явлений и их принадлежности субъектам рынка. Потому что установить, подтвердить и защитить авторство, приоритет и исключительное право на владение брендом и всеми его составляющими невозможно без соответствующего охранного документа.
Как запатентовать бренд
Интеллектуальная собственность как правовой режим является единым термином для обозначения права собственности на все нематериальные объекты: произведения, инновации и товарные знаки. Если вы решили зарегистрировать бренд, приступайте к этому как можно раньше, следуя таким путем:

Это шаги, которые предстоит пройти каждому желающему закрепить за собой право на название фирмы, ее логотип, слоган и т.п. Официальный патент дает возможность владельцу защитить торговую марку от конкуренции и плагиата, заработать на ней собственной деятельностью или ее продажей (сдачей в аренду). Но только в том случае, если заявка не регистрацию бренда проходи проверку на законность. Поэтому не стоит даже пытаться сымитировать уже известные, раскрученные названия предприятий («Сони», «Адидас», «Кова-кола» и т.д.) или популярные общеупотребимые слова (вино, хлеб, одежда и т.д.). В остальных случаях вы имеете полное право претендовать на исключительное владение собственной разработкой и использовать закон в своих интересах.